Детский сад "Дюймовочка" п. Новый
Дополнительная программа "В гостях у Кляксы-Ваксы" (нетрадиционные техники рисования)МБДОУ «Дюймовочка» п. Новый
ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «В ГОСТЯХ У КЛЯКСЫ ВАКСЫ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Программа рассчитана : на детей среднего и старшего дошкольного возраста Срок реализации : 2 года Год разработки : 2009
Автор : Орлова Лилия Георгиевна Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Дюймовочка» п. Новый, Гиагинского района Пояснительная записка
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «В гостях у Кляксы Ваксы » по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования , а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей , а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей . Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности. Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на два года обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования , для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь" Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Новизной и отличительной особенностью программы «В гостях у Кляксы Ваксы » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики: - Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени. -Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному». -Принцип развивающего характера художественного образования. -Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. -Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей. - Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку; - Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи: - Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. - Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. - Развивать художественно – творческие способности детей. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. - Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка). - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования; -Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита. - Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих . Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . Во-первых , педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах. Во-вторых , эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет. В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный . Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 2 года. Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа . Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36 занятий.Длительность занятия в средней группе -20 мин
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий.Длительность занятия в старшей группе -25 мин. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии. Направления работы: 1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования. 2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование). Разделы программы Средняя группа -РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц по разным темам - Сентябрь - ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - 4 занятия в месяц по разным темам - Октябрь -РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц по разным темам - Ноябрь - СТРУЁЙ ВОЗДУХА- 4 занятия в месяц по разным темам - Декабрь -ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК- 4 занятия в месяц по разным темам - Январь -ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ- 4 занятия в месяц по разным темам – Февраль -ЛАДОШКОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам – Март - ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью) - 4 занятия в месяц по разным темам – Апрель -КЛЯКСОГРАФИЯ- 4 занятия в месяц по разным темам - Май
Старшая группа -РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц по разным темам - Сентябрь - ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - 4 занятия в месяц по разным темам - Октябрь -ЛАДОШКОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам – Ноябрь - СТРУЁЙ ВОЗДУХА- 4 занятия в месяц по разным темам - Декабрь -ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК- 4 занятия в месяц по разным темам - Январь - МЯТОЙ БУМАГОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам – Февраль -МОНОТИПИЯ ( предметная, сюжетная)- 4 занятия в месяц по разным темам – Март - ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью) - 4 занятия в месяц по разным темам – Апрель -КЛЯКСОГРАФИЯ- 4 занятия в месяц по разным темам - Май
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводиться, для того чтобы: - Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей. - Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). - Спланировать работу, направленную на развитие художественно - творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Содержание программы : Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова итп. Этапы работы: На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ. На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках. Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - самостоятельная деятельность детей; - предметно-развивающая среда. В программе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки. Структура занятий программы : - Мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы сказочкая Клякса Вакса расколдовав которую с помощью шуточного заклинания ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступатает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. - Пальчиковая гимнастика. Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества. - Художественно-изобразительная деятельность. Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.
- Выставка - презентация детских работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. Условия реализации программы Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: - Наборов разнофактурной бумаги. - Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового). - Художественно-изобразительного материала. - Нетрадиционных инструментов для художественного творчества. - Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам ; - Демонстрационного наглядного материала . Ожидаемый результат: -Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта. -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. -Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности . - Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами. - Развитие креативновности. - Индивидуальный «почерк» детской продукции. - Способность к активному усвоению художественного опыта. - Развитие общей ручной умелости . - Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа. - Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами. - Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов. - Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества. Диагностика К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой. Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. В разработанной мной программе используется следующая диагностика Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками». Целью исследовательской работы является: -изучение механизмов формирования и развития художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; -выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности Методы исследовательской работы: -наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления; -эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий; -диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений; -анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка; -метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Задачи исследовательской работы: - проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи; - разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками; - апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих способностей старшего дошкольного возраста. Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основные направления изучения художественно-творческих способностей: 1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения; 2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; 3) способность рационально применять различные нетрадиционные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет. Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи является способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных техник живописи. Исследовательская работа состоит из трех этапов: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) итоговый. Методы оценки результативности программы: Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы. Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО , детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков , показ открытых занятий для педагогов района ,создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ». Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем МБДОУ «Дюймовочка» п. Нового .
Виды деятельности: Нетрадиционные техники рисования
-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
- РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ВОЗДУХА (раздувание краски )
-ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК
- РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
- РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью)
-КЛЯКСОГРАФИЯ - РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
-МОНОТИПИЯ
Сетка занятий
«В ГОСТЯХ У КЛЯКСЫ ВАКСЫ »
Перспективно-тематическое планирование по ИЗОдеятельности (нетрадиционные техники рисования ) Старшая группа
Главный игровой персонаж программы сказочная Клякса Вакса, расколдовав которую с помощью шуточного заклинания ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Игровой персонаж Клякса- Вакса Я черная как вакса, зовусь я Чудо клякса. Я прыгну на рисунок, на нем оставлю след Все краски уничтожу, любой мне вреден цвет. Говорят про меня я бяка привередина, Исключительная злюка, ябеда и вредина. Все время я хожу одна и никому я не нужна, Меня не любят дети, и я одна на свете.
ЗАКЛИНАНИЕ Красный , желтый, голубой-
Вот здорово! Кляксой быть мне не годиться,Не буду кляксой, это проза. Хочу быть бабочкой иль розой.А еще лучше осенним листком. Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования Бумага, основа для композиций. -Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, формата А4 -альбомы для детского художественного творчества -наборы цветной бумаги
Художественные материалы, инструменты и их «заместители» - образцы рисунков - демонстрационный наглядный материал. -пластилин -кисти разных размеров -краски гуашевые -краски акварельные -цветные восковые карандаши -стеки -ватные палочки -поролоновые губки -ткань,тряпочки х/б -штампики из овощей (картофель ,морковь) -колпачки от фломастеров, пробки -коктейльные трубочки -вата -кусочки мятой бумаги -шерстяные нитки -фломастеры -соль крупного помола -листья деревьев разных пород -зубные щётки, расчёски -непролейки -палитра -подставки под кисточки Оборудование -мольберты -фланелеграф -салфетки бумажные и матерчатые -фартуки Пальчиковая гимнастика 1. «Жук».
2. «Вертолет».
3. «Помощники» Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха. Вот помощники мои,
4. «Щенок».
5. «Зайчик»
6. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.
7. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.
8 . «Кошка»
9. «Веер»
10 . «Белочка».
Комплекс физминуток 1 .Сначала буду маленьким, (Присесть,
2. Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо.
3. Мы к лесной лужайке вышли,
4. Птички в гнёздышке сидят
5. Раз, два, три, четыре, пять,
6. Гриша шел-шел-шел,
МБДОУ «Дюймовочка» п. Нового
Мастер класс по нетрадиционным техникам рисования, для педагогов ДОУ района « Путешествие в страну чудес нетрадиционного рисования»
Дидактические игры по изодеятельности для старших дошкольников
1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. Творческие задания: A) нарисуй «теплый» натюрморт; Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета? 2. «Кто играет с нами в прятки» Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном. 3. «Портреты» Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет. 4. «Тепло-холодно» Цель: закреплять представление о цветовом круге. Игровые задания: 1. Построение с ленточками: А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ; Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др. Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница».
5. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ» Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме. Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме. Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме. 6.«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски. Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке. 7.«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)» Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин. Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону. 2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин. 8.«ВЫСТАВКА КАРТИН» Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине. Материал: репродукции картин. Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку 9.«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ» Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.) Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы) Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани. 10 « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом. 27 декабря 2012 в 20:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.